Основные методы дрессировки у собак флегматического типа

Особенности дрессировки собак с учетом типа высшей нервной деятельности

Дрессировка собак возбудимого (холерического) типа.

Процесс возбуждения у собак этого типа преобладает над торможением. Поэтому положительные условные рефлексы образуются легко и быстро, а тормозные – медленно и трудно, легко растормаживаются на малейшие посторонние положительные раздражители. Иногда это вызывает у дрессировщика нервозность и нежелание работать с такой собакой. Дрессировщику необходимо помнить, что собаки этого типа очень активны и меньше устают в работе, у них почти не бывает срывов и неврозов на сильные раздражители. К 3–4-летнему возрасту животное может показать отличную работоспособность. Для дрессировки собак возбудимого типа за ними следует закреплять спокойных и уравновешенных дрессировщиков. При дрессировке собак возбудимого типа (холериков) следует помнить, что процесс торможения у этих собак по сравнению с процессом возбуждения значительно ослаблен, поэтому при отработке навыков, в состав которых входят тормозные условные рефлексы, надо соблюдать строгую постепенность и последовательность, что лучше получается у дрессировщиков со спокойным характером (рис. 1)

Рис. 1. Соотношение типов ВНД у собаки возбудимого типа и дрессировщика

Особенно трудно у собак возбудимого типа отрабатывать навыки, основанные на использовании дифференцировочного торможения, например поиск источника запаха наркотического средства в условиях большого числа отвлекающих запаховых раздражителей и т.д. Практический опыт показывает, что собаки возбудимого типа легко срывают дифференцировку, в результате чего могут совершать ошибочное действие. Для отработки дифференцировки у собак этого типа следует также строго придерживаться соблюдения последовательности в усложнении отрабатываемого приема. Так, при первоначальной дрессировке на выборку багажа посыл собаки на выборку не следует производить более одного-двух раз, увеличивая затем постепенно количество посылов. Также к усложнению поиска наркотических средств в помещении путем ввода посторонних запахов можно переходить лишь после того, как собака четко будет выполнять более простой элемент работы.

Читайте также:  Порода собак которой выщипывают шерсть

Следовательно, при дрессировке собак возбудимого типа основная задача, возлагаемая на дрессировщика должна состоять в укреплении и развитии тормозного процесса и в приведении его в соответствие с процессом возбуждения. Человеку со сдержанным, спокойным характером это сделать проще, не допустив при этом срыва. Процесс торможения в поведении человека снижает силу процесса возбуждения у собаки.

В начале дрессировки с такой собакой надо работать в условиях с минимальным количеством отвлекающих раздражителей. После установления контакта приступают к выработке тормозных условных рефлексов. Сначала вырабатывают тормозные навыки на сильные раздражители, затем укрепляют выдержку при отработке приемов общей и специальной дрессировки. Выработка выдержки начинается с 2–3 секунд и постепенно доводится до программных требований. Основной метод дрессировки – механический. К работе по поиску приучают с минимальным предварительным возбуждением. Закладки на начальном этапе дрессировки следует делать на объектах не имеющих посторонних запаховых раздражителей. Следует соблюдать строгую последовательность и осторожность при выборке вещей. В одорологической работе собаки этого типа не используются, так как они не имеют тонкой дифференцировки и четкости в работе. Ограничений в режиме упражнений нет. Перед выработкой сложных навыков с тормозными рефлексами собаку надо дольше выгуливать. Чрезмерно возбудимые и злобные собаки более пригодны для караульной службы.

Дрессировка собак подвижного (сангвиничного) типа высшей нервной деятельности.

Собаки этого типа хорошо поддаются дрессировке к различным видам службы. Условные рефлексы, положительные и отрицательные, образуются легко и быстро, навыки отличаются стойкостью и динамичностью. При дрессировке соблюдается общая методика выработки навыков.

Основной метод дрессировки – контрастный. Различные рабочие нагрузки по времени и трудности меньше утомляют собаку. Поэтому для собак этого типа подходит комплексирование разнообразных приемов на одном занятии. Да, собаки этого типа легко поддаются дрессировке. Однако, в зависимости от особенностей этих собак (например, степени развития той или другой реакции – ориентировочной, пищевой, оборонительной и т.д.), следует соблюдать к этим собакам индивидуальный подход. Следует помнить, что процесс возбуждения в коре головного мозга собаки уравновешенного подвижного типа хотя и равен по силе процессу торможения, но все же несколько сильнее его (рис. 2).

Рис. 2. Соотношение типов ВНД у собаки уравновешенного подвижного типа и дрессировщика

Поэтому в случаях частого предварительного дополнительного возбуждения собаки, например перед пуском собаки на поиск источника запаха, связанный с дифференцировкой запахов, перевозбуждение собаки может привести к срыву дифференцировки. Часто эту ошибку допускают энергичные, возбудимые дрессировщики, пытающиеся излишне активизировать работу собаки. Необходимо, как и в случаях с дрессировкой возбудимых собак подбирать дрессировщиков, чей тип ВНД способен повлиять на процессы возбуждения в поведении собак уравновешенного подвижного типа. Неторопливость в действиях дрессировщика повышают силу и подвижность процесса торможения у собак уравновешенного подвижного типа, устраняя возможность перевозбуждения таких собак.

Дрессировка собак инертного (флегматичного) типа высшей нервной деятельности.

Собаки этого типа медленно и вяло реагируют на раздражители, тяжело переносят быструю смену процессов возбуждения и торможения, изменение и переделывание навыков. В начале дрессировки у них происходит медленное образование условных рефлексов и формирование их в навыки. Наблюдается отставание в дрессировке, и к этим собакам начинают ошибочно применять более сильные раздражители, что приводит к развитию пассивно-оборонительной реакции и даже трусости. Собак этого типа дрессируют следующим образом. Они закрепляются за энергичными и подвижными людьми. Дрессировщик должен спокойно относиться к медлительности собаки и постепенно развивать у нее активность основных реакций. При первоначальной выработке условных рефлексов надо соблюдать достаточные интервалы между упражнениями и сочетаниями в упражнениях, не допускать быстрой смены противоположных по значению команд, учитывая, что сложные навыки с положительными и отрицательными рефлексами формируются медленно.

Необходимо постоянно тренировать подвижность нервных процессов в целях подготовки нервной системы к формированию сложных навыков. Собаки этого типа весьма трудно переносят быструю смену процесса возбуждения на торможение, и обратно, поэтому при первоначальной их дрессировке следует избегать быстрой подачи друг за другом команд противоположного значения – «Апорт!» и «Фу!». Также затруднителен для этих собак быстрый переход от одного действия к другому, так как собаки этого типа не всегда сразу выполняют команды дрессировщика, а нередко требуют повторения команд. Поэтому, особенно в первоначальный период дрессировки, команды для этих собак следует подавать с таким расчетом, чтобы между различными командами и выполняемыми действиями был достаточный промежуток времени (интервал). При этом дрессировщик должен проявлять выдержку и спокойствие, если собака замедленно выполняет команды дрессировщика. Следует помнить, что процесс торможения в коре головного мозга у собаки уравновешенно-спокойного типа хотя и равен по силе процессу возбуждения, но все же несколько сильнее его (рис 3).

Рис. 3. Соотношение типов ВНД у собаки уравновешенно-спокойного типа и дрессировщика

Поэтому для собак с таким типом ВНД в ходе дрессировки и практического использования необходимо периодическое предварительное дополнительное возбуждение собаки перед пуском на поиск источника запаха. Активизация процесса возбуждения повышает активность собаки в работе. Поведение дрессировщика, его тип ВНД также имеет большое значение для дрессировки собак этого типа. Для дрессировки и последующей работы с собаками собаки уравновешенно-спокойного типа ВНД следует брать наиболее подвижных и активных дрессировщиков. Активность в действиях дрессировщика повышают силу и подвижность процесса возбуждения у флегматичных собак, делая их более активными в работе. Хочется отметить тот факт, что при длительном контакте дрессировщика с собакой ряд ее тип высшей нервной деятельности может несколько видоизмениться, в зависимости от типа высшей нервной деятельности дрессировщика. Воздействуя на органы чувств собаки своим поведением дрессировщик может невольно заглушить процесс возбуждения у собаки подвижного типа и по истечению времени видоизменить имеющийся тип высшей нервной деятельности конкретной собаки в более инертный.

И наоборот, активный, подвижный дрессировщик при подготовке и последующей практической работе с собакой уравновешенно-спокойного типа активизирует процесс возбуждения, повышает его силу и подвижность. Основные методы дрессировки – вкусопоощрительный и контрастный. Режим упражнений определяется руководителем в зависимости от общего состояния и поведения собаки на занятиях. Упражнения, связанные с поиском такие собаки обычно проводят легко, редко ошибаются, и поэтому они чаще всего используются в одорологической работе. Систематическими упражнениями по развитию подвижности нервных процессов у таких собак можно снять вялость, медлительность и повысить активность в работе. Обычно во втором периоде курса дрессировки такие собаки наверстывают первоначальное отставание в подготовке, и к концу третьего периода отличаются безотказностью в работе в обычных режимных условиях.

Дрессировка собак слабого (меланхоличного) типа высшей нервной деятельности.

Собаки этого типа имеют слабые, неуравновешенные, малоподвижные нервные процессы и медленно приспосабливаются к новым условиям жизни: новым дрессировщикам, изменениям в обстановке. При неправильном воздействии раздражителями у них часто формируется пассивно-оборонительная реакция поведения, переходящая в боязливость и трусость. Слабость нервных процессов делает этих собак очень чувствительными к различным раздражителям, а малейшее повышение их силы вызывает торможение рефлекторной деятельности. Сильные раздражители приводят к запредельному торможению и невротическому состоянию.

Дрессировка собак слабого типа возможна при условии осторожности, настойчивости и отличного знания дрессировщиком их поведения. К раздражителям различной силы и продолжительности надо приучать постепенно, режим рабочей нагрузки наращивать осторожно. Упражнения необходимо чередовать с частыми выгуливаниями, предоставлением отдыха в случае появления пассивности. Основной метод дрессировки – вкусопоощрительный. При кропотливой дрессировке можно добиваться от таких собак высоких показателей в работе, но не безотказности. Но лучше таких собак в дрессировку не брать.

Приступая к дрессировке, дрессировщик должен выявить особенности поведения дрессируемой им собаки (тип высшей нервной деятельности) и на протяжении всей дрессировки тщательно изучать ее поведение и податливость к дрессировке.

Для обеспечения этого каждому дрессировщику весьма целесообразно вести дневник дрессировки, в котором описывать как поведение собаки, так и ее способность к дрессировке.

Дрессировщик должен быть последовательным в своей работе и избегать как излишней поспешности, так и нерешительности и медлительности в своих действиях, применяемых к собаке. Всю свою работу с собакой дрессировщик должен строить на строгой системе, учитывая индивидуальные особенности типа ВНД собаки.

Для каждого практического занятия по дрессировке собак следует намечать определенную цель, которую и стремиться обязательно достигнуть. Все действия дрессировщика в отношении собаки должны быть хорошо продуманы, и в основу своих воздействий, применяемых к собаке, дрессировщик должен класть законы высшей нервной деятельности, установленные академиком И. П. Павловым.

На всем протяжении практических занятий с собакой дрессировщик должен стремиться сохранить ее «заинтересованность» в работе, для чего необходимо учитывать общее состояние собаки и избегать длительного и однообразного занятия одним и тем же приемом дрессировки.

Таковы основные требования, предъявляемые к дрессировщику, который воздействует на собаку, как сложный комплексный раздражитель.

Академик И. П. Павлов указывал: «…природа действует на животное и совокупностью нескольких и часто очень многих элементов комплексными раздражителями. Когда мы отличаем лицо одного человека от лица другого, мы принимаем одновременно в расчет и формы, и краски, и тени, и размеры…».

Из этого указания академика И. П. Павлова следует, что человек, а следовательно, и дрессировщик является и для собаки комплексным раздражителем.

Действительно, дрессировщик воздействует на собаку, прежде всего своим внешним видом: своей величиной и формой одежды, характером своих движений, голосом, выражением своего лица и, наконец, своим запахом, хорошо воспринимаемым собакой. Ко всем этим свойствам дрессировщика собака привыкает в процессе дрессировки.

Воспитание условных рефлексов на комплексные сложные раздражители характеризуется рядом особенностей, которые необходимо учитывать при приучении собаки к дрессировщику.

Как темперамент собаки влияет на дрессировку

Екатерина Кастрицкая, психолог, специалист по анималотерапии, консультант по поведению и благополучию животных

Темперамент собаки – это устойчивая совокупность психофизиологических особенностей, которая лежит в основе формирования характера и поведения. Темперамент собаки обусловлен типом высшей нервной деятельности. Темперамент собаки – это то, с чем она рождается и что во многом определяет ее жизнь. Какие типы темперамента собак бывают и как они влияют на процесс дрессировки и воспитания питомца?

Фото: pixabay.com

Какой темперамент бывает у собак?

У собак, как и у людей, бывает четыре типа темперамента:

  • Сангвиник – сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы возбуждения и торможения развиты хорошо, однако необходимо правильно работать с такой собакой, чтобы она не перевозбуждалась. Собаки-сангвиники энергичны, активны, работоспособны, обладают быстрой реакцией, постоянно ищут новые впечатления, охотно учатся и быстро адаптируются к изменениям. Есть и минусы: если воспитывать и дрессировать собаку-сангвиника неправильно, она будет легко отвлекаться, испытывать проблемы с концентрацией внимания, спешить и делать ошибки, казалось бы, на ровном месте.
  • Флегматик – сильный уравновешенный инертный тип. Собака-флегматик спокойная, не подвержена резким перепадам настроения, редко проявляет агрессию, отличаются выдержкой. Но учитывайте, что эти собаки с трудом переключаются на другую деятельность и довольно медленно усваивают новые навыки. Зато выученное однажды помнят, как правило, всю жизнь. С одной стороны, это плюс – такие собаки меньше нуждаются в работе по поддержанию навыка. С другой стороны, если вы научите питомца плохим привычкам, переучить его будет сложно.
  • Холерик – сильный неуравновешенный тип. Такие собаки очень возбудимы, при этом процессы торможения у них слабые. Они порывисты, стремительны, страстно отдаются любимому делу, но в то же время склонны к вспышкам, резкой смене настроения. Это отличные рабочие и спортивные собаки, но при неправильном воспитании и недостаточных или чрезмерных нагрузках могут стать неуправляемыми, вспыльчивыми или агрессивными.
  • Меланхолик – слабый тип, то есть процессы и возбуждения, и торможения развиты слабо. Это собаки с «тонкой душевной организацией»: они расстраиваются от любого пустяка, бывают довольно замкнутыми, робкими, и хотя эти собаки очень чувствительны, иногда кажется, что они слабо реагируют на окружающее. Такие собаки чаще других страдают от дистресса, у них наблюдаются фобии и тревожные расстройства.

К тому же, владельцы не всегда могут правильно определить тип темперамента своей собаки. Например, зачастую холериками называют сангвиников, которым либо не объяснили правила поведения, либо не научили контролировать себя, либо не предоставили достаточно физической и интеллектуальной нагрузки.

Фото: pixabay.com

Зачем учитывать темперамент собаки в процессе дрессировки и воспитания?

Темперамент собаки очень важно учитывать в процессе дрессировки и воспитания, ведь если вы неправильно построите занятия, ничего хорошего не выйдет.

Если вы имеете дело с собакой-сангвиником, скорее всего, вам будет очень легко обучить ее новым вещам. Вы сможете быстро усложнять задачи, но при этом нужно следить, чтобы соблюдался баланс возбуждения и расслабления. Не жалейте времени на обучение собаки умению «держать себя в лапах» и работайте над ее способностью к концентрации. При этом не ждите, пока питомец заскучает – не мучайте собаку многократными повторениями одного и того же.

Если собака – флегматик по темпераменту, не торопите ее и не раздражайтесь, когда вам кажется, что питомец «тупит». Дайте собаке-флегматику время на усвоение нового. Возможно, потребуется больше повторений, но ваше терпение окупится в будущем, когда навык будет прочно усвоен. И переключаясь с одного вида деятельности на другой, не спешите.

Работая с собакой-холериком, избегайте многократных повторений одного и того же, быстро переключайтесь с одной задачи на другую, но при этом постоянно следите, чтобы питомец не уставал и не перевозбуждался. Эти собаки схватывают все на лету и способны долго не показывать усталости, а потом «неожиданно» взорваться, поэтому от владельца требуется чуткость и умение «не передавить».

С собакой-меланхоликом нужно вести себя крайне корректно и избегать любой резкости, иначе питомец просто уйдет в себя и потеряет доверие к человеку. Эти собаки нуждаются в ровном, терпеливом и мягком обращении. Только в безопасной и спокойной обстановке они могут существовать комфортно и учиться новому.

Оцените статью