Биология 6 класс, школьный этап (1 этап), 2018-2019 учебный год
Содержание
Часть 1
На каждый вопрос даны четыре варианта ответов. Выберите только один правильный и внесите его в матрицу (часть 1).
- Объектом изучения палеонтологии является:
- а) собака породы хаски;
- б) кристаллы кварца;
- в) гриб-подберёзовик;
- г) шерстистый носорог.
- Для того чтобы рассмотреть строение клетки кожицы лука, нужно использовать:
- а) лупу;
- б) бинокль;
- в) микроскоп;
- г) телескоп.
- Катя с мамой готовили тесто для пирожков. Мама сказала: «Не добавляй много соли, а то тесто не поднимется». Катя решила это проверить. Она взяла два стакана, в один положила столовую ложку сахара, кусочек дрожжей, добавила воду и размешала. В другой стакан на положила две столовые ложки соли, ложку сахара, кусочек дрожжей, добавила воду и размешала. В третий стакан Катя положила только две ложки соли, дрожжи, добавила воду и размешала. Через два часа Катя заметила, что в первом стакане (где был только сахар) пузырьки газа выделялись настолько бурно, что на поверхности образовалась пена. Во втором стакане (с сахаром и с солью) пузырьков газа было очень ало, а в третьем стакане (только с солью) выделения газа совсем не было. Какой вывод могла сделать Катя из поставленного эксперимента:
- а) соль увеличивает скорость выделения газа дрожжами;
- б) сахар не нужен для выделения газа дрожжами;
- в) соль замедляет выделение газа дрожжами (при наличии сахара);
- г) ни соль, ни сахар не влияют на скорость выделения газа дрожжами.
- Знаменитый биолог Чарльз Дарвин отправился в морское путешествие. Он увидел, что в тропических морях многие острова окружены коралловыми рифами. Кроме того, иногда попадаются небольшие островки, вокруг которых кольцом расположен риф. Дарвин также отметил, что встречаются и кольцевые рифы вокруг мелководной лагуны в центре (без островка посередине). Такой риф, частично превратившийся в участки суши, называют атоллом. Дарвин сделал вывод, что атоллы сначала образуются вокруг островов, но со временем остров погружается в море, а коралловый риф продолжает расти. Чтобы сделать этот вывод, Чарльз Дарвин в том числе использовал метод:
- а) измерения;
- б) моделирования;
- в) эксперимента;
- г) наблюдения.
- Если взять семя подсолнечника и с силой раздавить его на кусочке бумаги, на ней появятся пятна. Эти пятна не смачиваются водой. Такой опыт доказывает, что в семенах подсолнечника содержится(-атся):
- а) сахар;
- б) минеральные соли;
- в) крахмал;
- г) жиры.
- Какой из перечисленных пищевых продуктов содержит больше всего витамина С?
- а) мармелад;
- б) шоколад;
- в) сырой сладкий перец;
- г) жареное мясо.
-
- Какие органы есть у цветковых растений?
- а) ядро, цитоплазма, вакуоль;
- б) лист, стебель, корень;
- в) покровные, основные и механические;
- г) белки, жиры, углеводы.
- Какие органы есть у цветковых растений?
- Если волосы долго не мыть, то они становятся жирными. Это происходит из-за работы:
- а) клеток мышц;
- б) нервных клеток;
- в) клеток кровеносных сосудов;
- г) клеток сальных желёз.
- Мать-и-мачеха – растение, которое зацветает очень рано весной, почти сразу после таяния снега. Эти растения могут зацветать так рано, потому что:
-
- а) листья отрастают очень рано и в них происходит фотосинтез;
- б) под землёй есть корневище, в котором с прошлого сезона накопилось много запасных питательных веществ;
- в) корни мать-и-мачехи начинают расти ещё зимой и за зиму в растении накапливаются питательные вещества;
- г) семена мать-и-мачехи очень быстро прорастают, и сеянцы сразу же зацветают.
10.
Когда корабли ремонтируют, на днище можно видеть морские организмы, которые называют «морскими желудями». Их приходится счищать. «Морские жёлуди» относятся к царству:
Часть 2
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных (а–д), требующие предварительного множественного выбора или определения последовательности (из 1–5). Букву правильного ответа внесите в матрицу (часть 2).
- Пищевая цепь – это понятие, которое позволяет оценить, какой организм чем питается. Например, курица питается зерном, а в дальнейшем её съедает человек. Это означает, что есть такая пищевая цепь: пшеница (зерно) → курица → человек. Ниже приведены организмы (в разном масштабе). Составьте из них самую длинную пищевую цепь.
Ответы: а) 3 → 4 → 2 → 1 → 5 б) 1 → 3 → 2 → 4 → 5 в) 1 → 5 → 3 → 2 → 4 г) 3 → 1 → 5 → 2 → 4 д) 1 → 3 → 5 → 4 → 2 |
- Выберите фамилии учёных, которые внесли вклад в развитие биологии.
Ответы:
3. К биологическим наукам могут относиться
Ответы:
4. У каких растений в пищу обычно употребляют семена?
- перец красный;
- перец чёрный;
- томат;
- миндаль обыкновенный;
- орех грецкий.
Ответы:
5. К общим признакам всех живых организмов относятся:
- размножение;
- питание;
- выделение мочевины;
- рост;
- выделение тепла.
Ответы:
Часть 3
Задание на определение правильности суждений. Номера суждений внесите в лист ответов: правильные – в верхнюю строку, а неправильные – в нижнюю.
- Яркая окраска спелых плодов нужна для того, чтобы привлечь птиц и других животных – распространителей плодов.
- Подберёзовики образуют под землёй грибницу, которая получает питательные вещества, взаимодействуя с корнями берёзы. В дальнейшем грибница образует плодовые тела.
- Цветки у растений всегда привлекают каких-нибудь насекомыхопылителей.
- Клещи питаются кровью различных животных, что способствует переносу некоторых вирусов от одних животных к другим.
- Для любого заболевания человека можно найти болезнетворную бактерию, которая его вызывает.
Часть 4
- На карте цифрами указаны географические точки.
Различные народы старались одомашнить виды животных и растений, которые обитали в дикой природе. Какие животные и растения могли быть одомашнены в регионах, обозначенных на рисунке цифрами 1–5?
Сначала укажите, какие народы когда-то жили или продолжают жить в этой точке. В таблице ответов внесите в строку «географическая точка» соответствующую цифру.
Какие растения были одомашнены?
А – банан; Б – капуста огородная; В – пшеница; Г – кукуруза; Д – огурец. Внесите в строку «Растения» соответствующую букву.
Какие животные были одомашнены?
Е – индейка; Ж – гусь; З – курица; И – кошка; К – павлин. Внесите в строку «Животные» соответствующую букву.
Ответы
Часть 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
г | в | в | г | г | в | б | г | б | в |
Часть 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
г | а | б | д | а |
Часть 3
Правильные суждения: 1; 2; 4.
Неправильные суждения: 3; 5.
Часть 4
1. | Народы | Ассирийцы | Ацтеки | Индусы | Малайцы | Римляне |
Географическая |
точка
Система оценивания
За каждый правильный ответ части 1 – 1 балл, всего за часть 1 – 10 баллов.
За каждый правильный ответ части 2 – 2 балла, всего за часть 2 – 10 баллов.
Часть 3:
За 5 правильных ответов (верно\неверно) – 10 баллов.
За 4 правильных ответа (верно\неверно) – 6 баллов.
За 3 правильных ответа (верно\неверно) – 3 балла.
За 2 правильных ответа (верно\неверно) – 1 балл.
За 1 правильный ответ (верно\неверно) или нет правильных ответов – 0 баллов.
За каждый правильный ответ части 4 – 2 балла, всего за часть 4 – 30 баллов.
Максимальная оценка – 60 баллов.