Дрессировка собак с какого возраста начинать

Как дрессировать собаку в домашних условиях

Как дрессировать собаку в домашних условиях. Как это сделать правильно.

Правильные отношения.

Для понимания поведения питомца необходимо помнить о нескольких правилах. Они в ближайшем будущем помогут вам дрессировать собаку. Дрессировка собаки и понимание её поведения могут стать эффективнее. Для этого щенок должен видеть в вас лидера, на которого нужно равняться. Поэтому для достижения поставленной цели не нужно пытаться «подавить характер» собаки. А следует постараться предугадывать ее поведенческую реакцию на любые действия с вашей стороны.Но, чтобы правильно начать дрессировать собаку, нужно правильно оценивать возможности малыша. Очень часто люди совершают подобную ошибку, пытаясь «очеловечить» своего подопечного. Такой подход в корне неправильный. Ведь щенок ещё мал и ему сложно воспринимать и анализировать информацию и команды. Начинать нужно с самого простого.

Как начать дрессировать собаку. Первые шаги.

Дрессировать собаку — значит наладить контакт.

Чтобы начать дрессировать собаку в щенячьем возрасте, очень важно наладить с ней контакт. Как можно раньше следует приучить щенка к получению различных поощрений. Это может быть лакомство, ласка или похвала за выполнение определенных действий. Укрепляют контакт прогулки и кормление. Нужно быть по отношению к нему добрым и справедливым.

При хорошем контакте щенок радуется вам, когда вы приходите. Старается везде следовать за вами, не избегает рук и не боится, когда вы повышаете голос. Если такой контакт установлен, то дрессировать собаку будет намного проще. При начальном обучении старайтесь заниматься со щенком играючи, с поощрением, без наказания.

Читайте также:  У собаки сочится ухо

Доверие и последовательность.

Доверие собаки к вам возникает тогда, когда вы сами достаточно предсказуемы и последовательны. При обучении важно быть последовательным в своих действиях. Категорически неприемлемо дрессировать собаку без этого. Это значит, что если что-то нельзя сегодня, нельзя и всегда!

Например, если вы сегодня даёте щенку куски со своего стола, а завтра прогоняете его, то он вас не поймёт. Или вы разрешаете щенку прыгать на вас. А завтра будете в парадном костюме и он за это получит взбучку. О каком доверии тогда можно говорить? Да, в последующем придётся иногда запрещать то, что раньше разрешалось. Но нельзя за это наказывать. Лучше отвлечь щенка игрушкой. Оценивайте возможности и обстановку. И старайтесь не подавать команду, если не уверены, что щенок её выполнит.

Индивидуальный подход.

Не менее важен индивидуальный подход, с учётом темперамента и особенностями нервной системы щенка. Для крупных пород с сильной нервной системой допустимо более жёсткое, настойчивое обучение. Если нервная система слабая, то давайте щенку больше ласки и поощрений. Ведь собаки все разные. Определить тип нервной системы маленького щенка бывает затруднительно. Поэтому стоит присмотреться к взрослым собакам той же породы.

Зависимость от породы.

Есть легковозбудимые породы (например, доберманы), они легко обучаются новым командам. Но с выдержкой и сложными командами у них проблемы. Медлительные, флегматичные собаки (мастифы) долго обучаются, но зато у них вырабатываются стойкие рефлексы. Они запоминают команды практически на всю жизнь.

Есть породы независимые и самостоятельные (кавказская овчарка, алабай, некоторые охотничьи породы, чау-чау). Чтобы дрессировать собаку, склонную к принятию самостоятельных решений, нужен большой опыт. Необходимо быть терпеливым, строгим, понимающим суть психики собаки. При излишней строгости они становятся упрямыми, при излишней мягкости «садятся на шею».

Возрастной фактор.

Необходимо учитывать и возраст щенков. У них нервная система слабее, чем у взрослых собак. И поэтому обращаться с ними нужно как с собаками со слабой нервной системой. Обучать простейшим командам можно начинать с двух месяцев. В период до одного года обучение наиболее эффективно. Хотя, и это совсем не безосновательно, считается, что начинать дрессировать собаку нужно как можно раньше. Особенно это касается тех собак, которые готовятся к будущим занятиям спортом.

Длительность занятий.

Уроки со щенком должны длиться не больше 20 минут. За один урок 5-6 повторений с интервалом в несколько минут. И нужно смотреть по собаке. Если щенок выполняет команду неохотно, то значит он устал. Перерыв между занятиями должен быть не менее двух часов. За одно занятие обучаем только одной команде. Но дрессировать собаку нужно каждый день. По мере взросления время занятий увеличивается до 30-40 минут, а потом до полутора часов.

Где нужно дрессировать собаку.

Начинайте дрессировать собаку в домашних условиях, где нет отвлекающих раздражителей. Меняйте место, время и порядок занятий. Обучать щенка надо по принципу «от простого к сложному». Позже можно менять условия. Во дворе, на собачьей площадке, в разное время суток, при разной погоде, кроме дождя и сильного холода. Затем можно дрессировать собаку в парке или в лесу, где мало людей и нет машин. И уж потом отрабатывать все навыки на шумной улице. При этом торопиться нельзя. Менять обстановку и ужесточать условия можно и нужно. Но только когда полученный навык прочно закреплён в щадящих условиях. При безупречном выполнении команды с первого раза.

Погодные условия.

При обучении щенка следует учитывать погодные условия. До трёх месяцев в холодную и дождливую погоду не следует дрессировать собаку на улице. Маленькому щенку будет холодно и неприятно. Его маленький организм будет работать на обогрев. И он будет плохо соображать, что от него хотят, первое впечатление от занятий будет испорчено. А дрессировать собаку – процесс должен приносить удовольствие и собаке, и хозяину.

Так, после шести месяцев можно усложнять занятия разными погодными условиями. Заниматься при температуре не ниже -15 и не выше +20 градусов, без проливного дождя. В дальнейшем, взрослая собака должна выполнять команды в любую погоду и в любой обстановке.

Начальное обучение и дрессировка щенка. Как избежать ошибок.

Приучение щенка к кличке.

Это самое первое, что нужно сделать, чтобы в дальнейшем дрессировать собаку. Приучая щенка к кличке, произносить её нужно ласково, сопровождая поглаживанием и давая ему лакомство. Также повторять кличку, когда вы несёте миску с едой, чтобы покормить его. Всякий раз ласково произносите кличку если щенок сам подбегает к вам поиграть. Именно с этого нужно начинать дрессировать собаку в домашних условиях. Кличка для собаки — это условное значение сигнала «Внимание!». Она должна быть короткой, звучной, с чётким окончанием.

Приучить собаку к ошейнику.

Знакомство с ошейником у щенка должно состояться как можно раньше. Это не значит, что вы должны сразу надевать на него ошейник насильно. Приобретите ошейник по размеру, такой, чтобы малыш не боялся его размеров и яркости украшений. Конечно, сначала ему неугодно будет такое «оскорбление». Но со временем к ошейнику щенок привыкнет.

Для начала надо дать щенку обнюхать ошейник, познакомиться с ним. Затем, ласково произнеся его кличку, надеть на него ошейник и занять его игрой. Через 3-5 минут снять ошейник, похвалить и дать лакомство. Так проделать несколько раз, постепенно увеличивая время нахождения в нём. Если надевать ошейник перед едой или прогулкой, то щенок свяжет это с приятными событиями. И сам будет ждать, чтобы на него надели ошейник.

Следует следить за тем, чтобы ошейник не был сильно затянут или слишком свободен. Под правильно надетый ошейник на взрослой собаке свободно проходят 2 пальца. Дрессировать собаку желательно в ошейнике.

Приучение собаки к поводку.

Затем приучают щенка к свободному движению на поводке. Этому элементу тоже нужно начать дрессировать собаку в домашних условиях. Первоначально поводок пристёгивается дома на короткое время, с поощрениями. Через несколько дней можно щенка на поводке вывести гулять. Если щенок будет сопротивляться, его нужно отвлечь игрой. Пробежаться с ним немного и дать лакомство. Нельзя поначалу делать резких рывков поводком и сильно ограничивать движения щенка. Нельзя щенку давать играть с поводком, грызть его. Заменяйте его игрушкой. Вскоре поводок станет для щенка сигналом к прогулке. Игры с питомцем во время прогулки помогут быстрее приучить его к поводку.

Приучить собаку к наморднику.

Приучать щенка к носке намордника следует с 5-6 месяцев для крупных пород, и с 7-8 для декоративных. Это должно происходить постепенно. Основная задача — ассоциировать намордник с положительными эмоциями.

Для ознакомления собаки с намордником следует также начинать дрессировать собаку в домашних условиях и в спокойной обстановке. Позвольте познакомиться с новинкой, обнюхать её, но пресекайте попытки ее погрызть. Когда намордник перестанет интересовать щенка — положите в него лакомство. Так, чтобы его можно было достать, только засунув морду внутрь. Когда щенок привыкнет — начните фиксировать намордник на морде. Сначала на короткий промежуток времени, затем постепенно увеличивайте интервал. И продолжайте активно хвалить и поощрять лакомством после снятия. Также можно связать намордник с любимым занятием, например прогулкой. Сначала просто демонстрировать его перед выходом. Потом надевать дома во время сборов, также постепенно увеличивая время носки.

В какой-то момент не избежать протеста. Любимец может попытаться снять намордник лапами или начнет елозить мордой по земле. Не нужно сразу прибегать к наказаниям. Постарайтесь отвлечь собаку, успокоить. Но в случае чрезмерно бурной реакции — строго одернуть. Выждать несколько секунд и снять намордник, вернувшись в приучении на шажок назад.
Помните — больше терпимости на начальном этапе обучения. Ведь посещение общественного транспорта без намордника категорически запрещено. Конечно, на прогулках можно избежать этого «неприятного» предмета. Но лучше пройти курсы по воспитанию собаки у квалифицированного кинолога. Чтобы собака без ограничений научилась не подбирать на улице что попало и не пугать прохожих.

Обучение команде «Ко мне!».

Команда «Ко мне» должна также выполняться с раннего возраста. Сначала нужно предварительно подготовиться. Изначально легонько дергайте щенка за поводок, повторяя команду. Не ожидайте, что щенок за два-три дня выучит, чего хочет от него хозяин. Будьте терпеливы, каждый раз поощряя собаку небольшим лакомством. Затем следует приступить непосредственно к обучению, уже без поводка.

Взять в руку лакомство. Произнести кличку щенка. Когда он обратит на вас внимание, скомандовать «Ко мне!» и показать лакомство. Когда щенок подбежит к вам усадите его, похвалите и дайте лакомство. Если он неохотно и медленно подходит к вам, отбегите от него на несколько шагов. И снова дайте команду, показывая лакомство. Для лучшего усвоения начинайте заниматься на поводке, чтобы избежать повторения команды. Вместо повтора просто слегка поддёрните за поводок и покажите лакомство. За одно занятие повторите команду 5-6 раз, с перерывами. У собак охотничьих пород дрессировка может быть дольше.

Нужно так дрессировать собаку, чтобы команду произносить ТОЛЬКО ОДИН РАЗ.

Концентрация внимания. Команда «сидеть».

Как дрессировать собаку команде «Сидеть».

Команда «Сидеть» также важна. Дрессировать собаку на эту команду несложно. Для начала щенку нужно дать понять, что от него требуется. То есть ему надо связать вашу команду со своими действиями. Например, мы даём команду « Сидеть!», нажимаем на круп и показываем ему лакомство, поднимая его над головой щенка. Инстинктивно щенок сядет и получит за это кусочек.

В дальнейшем он поймёт, что по команде «Сидеть!» нужно скорее сесть. И тогда получить лакомство. Затем команда отрабатывается до автоматизма. Далее учат щенка сохранять выдержку, выполнять её на расстоянии, в движении, по жесту.

Щенок немецкой длинношерстной овчарки

Тренируясь каждый день по полчаса, через неделю ваш питомец будет выдавать блестящие результаты, радуясь сам и доставляя удовольствие своему хозяину.

Чтобы дальше дрессировать собаку, лучше всего записаться на курсы дрессировки. И заниматься под руководством опытного инструктора. Тогда можно будет сразу определиться с подходящим видом дрессировки. Инструктор научит вас правильно управлять собакой, понимать её, поможет вам в трудных ситуациях, будет вашим помощником. Конечно можно обучить собаку самому, если только у вас есть опыт и вы умеете это делать. Иначе можно наделать таких ошибок, которые потом будет трудно или невозможно исправить.

С какого возраста можно дрессировать щенка?

Щенок способен обучаться с рождения, но, пока он слепой и глухой, очень трудно подобрать подходящее ему подкрепление. В возрасте около 2-х недель у щенка открываются глаза и он начинает покидать свое «логово» – место, в котором живет счастливая мама с потомством. Выползая из домика, он знакомится с окружающим миром. В это время дрессировать его уже проще, но занятия могут вызвать сильное беспокойство у его матери, а это небезопасно – и для собаки-матери, и для щенков, а иногда – и для людей.

Любопытная особенность щенков до трехнедельного возраста — их малая восприимчивость к негативному опыту. Их уже возможно обучать с помощью положительного подкрепления, хотя, для формирования стабильного навыка, повторений нужно на несколько порядков больше, чем в 4 недели. А вот под действием наказания в этом возрасте щенок практически не обучается. Я думаю, что каждый из моих читателей скажет, мол, неужели кто-то наказывает таких крошек? Конечно, специально обучением таких маленьких щенков занимаются только ради науки, в экспериментах. Но не специально, в жизни, случается, что щенок получает травму. И, если вы — человек, который помогает таким несчастливцам, вам полезно будет знать, что травма в таком раннем возрасте приносит вред физическому развитию, но, в гораздо меньшей степени, поведенческому. А вот позже, примерно с полутора месяцев, ситуация полностью меняется. Если, скажем, щенок с матерью находится в опасном окружении, и вы не можете помочь всему собачьему семейству, щенка надо постараться забрать до 4-6 недельного возраста.

В четырехнедельном возрасте щенок подвижен, весел и доверчив. У него начинается период социализации, когда он учится общаться с сородичами, людьми и окружающим миром. С 3 и до 16-20 недель (это зависит от особенностей породы) щенок должен познакомиться с как можно большим количеством типов людей, собак и ситуаций.

В это время ему необходимо выучить язык своего вида, иначе он не сможет общаться с сородичами, не станет интересоваться противоположным полом, не будет способен позаботиться о собственном потомстве. Если щенок этого возраста будет общаться только со взрослыми людьми, он не поймет, что маленькие дети – это тоже люди, и даже может начать на них охотиться. Крайне важно, чтобы щенок был хорошо социализирован, поэтому с 3 до 16 недель – это критический возраст, определяющий всю последующую жизнь вашего любимца.
Естественно, что это также лучший возраст для начала дрессировки, потому что:

  • 1) Дрессировка – это не только и не столько обучение навыку. Обучая собаку, вы даете ей ключ к пониманию человека. Она начинает отличать похвалу от порицания, выучивает ваши жесты, лучше привязывается к хозяину, научается понимать, куда направлено ваше внимание.
  • 2) Дрессировка – это путь к мягкому, дружескому общению с собакой. Практически каждую команду запрета, вроде «фу!» или «нельзя!», можно заменить командой «ко мне» или «сидеть». Если щенок схватил тапок или оперся на вас передними лапами, наказание лишь направит его внимание на то, что он делает. И хотя он может начать бояться наказания (или самого хозяина), он уже не забудет о тапках или своих лапах на хозяйском пальто. Команда говорит собаке не о том, что ей делать нельзя, а о том, что ей в этой ситуации следует делать. Тогда внимание щенка оказывается направлено на выполнение команд, они закрепляются, а нежелательное поведение исчезает из его памяти.
  • 3) Дрессировка – это способ разнообразить жизнь щенка, а значит и лучше его социализировать. Занимаясь с собакой, не пуская ее развитие на самотек, вы сами почувствуете, чего именно ваш щенок побаивается, с чем еще его нужно познакомить. А во время занятий он будет постоянно справляться с новыми для него задачами и развивать свою сообразительность.
  • 4) В возрасте примерно от 3 до 12 недель у щенка развивается игровое поведение (в возрасте 9 недель игровое поведение достигает максимума). Если пропустить этот период, разыграть собаку будет значительно сложнее, и она предпочтет выполнять команды за лакомство, игрушки будут интересовать ее в меньшей степени.

Это не имеет значения, если речь идет о домашнем любимце, но спортсмены-кинологи знают, насколько ценна любовь к играм у собак при подготовке к выступлениям в курсах по послушанию, аджилити, фристайлу, а также защитной службе – хорошая работа зависит от того, как много и правильно с собакой играли в детстве.

Некоторые собаки — как гениальные дети, они предпочитают занятия играм со сверстниками. Однако, вы должны понимать риски. То, что решение головоломок им дается проще, чем общение, не означает, что общение им не нужно — а, скорее, наоборот, это — их слабое место и им необходимо помочь в этом. Вы можете найти группы социализации, либо подыскать хорошую компанию с разнообразными собаками для своего щенка. Дайте щенку обнюхаться, поиграть. Затем отойдите в сторону, позанимайтесь, потом скажите, например: «Гуляй», и вернитесь к собакам. Выждите минут десять, дайте возможность щенку поиграть (и не реагируйте на его просьбы о занятиях в эти десять минут). Потом дайте сигнал к продолжению занятий, отойдите и так далее. То есть, проще говоря, ваша задача — давать регулярную возможность щенку общаться с сородичами. Вам не нужно фанатично отказывать щенку в занятиях и бегать за каждой собакой, чтобы они пообщались. Но, также, будет ошибкой в период социализации щенка заниматься только дрессировкой. Период социализации быстро проходит и он не восполним. Социализация возможна только до начала полового созревания у собаки.

Есть две очень серьезные причины, почему с собаками начинают заниматься дрессировкой позже 16 недель:

  • 1) Прививки . К сожалению, в больших городах вероятность подхватить смертельно-опасную инфекцию для щенка очень велика, поэтому к прививкам приходится относиться внимательно и соблюдать карантин. Однако, пока идет карантин, щенок пропускает период социализации. Хозяину нужно помнить, что 15 лет с «сумасшедшим психом» в квартире не доставят ему никакого удовольствия, даже если этот хвостатый ненормальный будет физически здоров. Поэтому как только карантин закончен, нужно не теряя ни минуты заниматься социализацией собаки. Обычно у хозяев есть в запасе всего 2-4 недели для того, чтобы восполнить пробелы в развитии своего питомца.
  • 2) Методы дрессировки. Экспериментально доказано, что дрессировка, основанная на так называемой «механике» (когда на собаку давят руками, пытаясь сформировать ее позу) приводит к тому, что собака «глупеет». Она перестает проявлять инициативу и не пытается решить задачу самостоятельно. Такая дрессировка не помогает щенку развиваться, а, наоборот, портит его.

Возраст около 16 недель – это все еще возраст с очень сильной памятью. К тому же у многих собак (это зависит от породы вашего питомца) 3-4 месяца – это начало «возраста страхов», когда щенок учится различать опасное от безопасного. Все события, происходящие с щенком и окружающими его людьми и собаками, буквально «впечатываются» в память малыша. Если вы станете наказывать щенка физически, либо если кто-то жестко накажет свою собаку в присутствии вашего питомца, это будет иметь последствия: в страхе всех людей или людей с какой-то особой внешностью, возможно, в страхе собак или особых ситуаций. Скажем, если при вашем щенке кто-то на дрессировочной площадке жестоко наказал свою собаку, так, что та поджала хвост или даже завизжала, ваш щенок запомнит, что на площадках собаки испытывают боль. Это скажется и на занятиях в группе, и на спортивных выступлениях.

Так как раньше (в России — еще 30 лет назад, в США — 50 лет назад) методы дрессировки на положительном подкреплении были малоизвестны, собак дрессировали практически исключительно «механикой». К 6 месяцам собака уже заканчивает период социализации, ее поведение сформировалось, и негативный опыт уже не оказывает такого сильного влияния. В этом причина, почему в старых книгах о собаках рекомендуют начинать дрессировку с шести, и никак не раньше четырех месяцев.

Дрессировка щенка в возрасте около до 6 мес, чтобы она принесла пользу и собаке, и хозяину, должна включать в себя лишь два метода.

  • 1) На положительном подкреплении с наведением. Собаку учат следовать за кусочком лакомства или игрушкой. Затем заводят лакомство таким образом, что щенку приходиться сесть, лечь, встать или сделать что-либо еще, чтобы достать поощрение. См. подробнее «Базовая схема»
  • 2) Шейпинг. Хозяин наблюдает за собакой и, как только она сделала случайно какое-то нужное движение, дает ей лакомство. Сперва нужное движение собака делает очень редко, и дрессировщику нужно поощрять каждый намек на нужное движение (каждые несколько секунд вы должны поощрять!). Постепенно собака начинает понимать, что между каким из ее движений есть связь с поощрением. Освоив таким образом несколько команд, собака начинает сама придумывать и предлагать хозяину то или иное движение – человеку остается лишь выбрать что развивать, до какой степени.

Всё больше и больше дрессировочных площадок, где инструкторы используют описанные два метода при обучении всех собак: и щенков, и взрослых. Такая дрессировка безопасна для психики собаки любого возраста, к тому же она позволяет достичь гораздо более высоких результатов в обучении и помогает наладить взаимопонимание между собакой и хозяином. Поэтому начинать заниматься в группах воспитательной дрессировки на таких площадках можно сразу по окончании карантина или через 2 недели после появления щенка в вашем доме. Лучший возраст щенка для начала занятий – 3,5-4 месяца.

Оцените статью